Флаг

Нижегородская региональная общественная организация

«Общество памяти Георгиевских кавалеров имени капитана 1 ранга Петра Ниловича Черкасова»

Флаг 2
Звезда к ордену св. Георгия

Звезда к ордену
Св. Георгия

Звезда к ордену св. Георгия 1 степени

Орден
Св. Георгия
1 степени

Звезда к ордену св. Георгия

Орден
Св. Георгия

Звезда к ордену св. Георгия (для мусульман)

Орден Св. Георгия
(для мусульман)

Звезда к ордену св. Георгия 4 степени

Орден 4 степени

Декор Флаг 3

Ткачёв Вячеслав Матвеевич

Вячеслав Матвеевич Ткачёв

 (1885—1965)

Выдающийся русский лётчик, один из основателей отечественной военной авиации. Автор первого пособия по тактике ведения воздушного боя. Первый Георгиевский кавалер в Российской авиации и первый руководитель ВВС России. Генерал-лейтенант. Автор литературных произведений мемуарного жанра.

Кавалер Ордена Святого Георгия 4 степени.

Вячеслав Матвеевич родился  24 Сентября (6 октября с.с.) 1885 года в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области (нынешняя Адыгея) в семье войскового старшины. Отец, Матвей Васильевич, в Крымскую войну 1853—1856 получил орден Св. Георгия 4 степени, который давал право на потомственное дворянство, и дослужился до звания войскового старшины. Дед Василий отличился в 1829 году при взятии турецкой крепости Анапа и был удостоен личного дворянства.

Воспитанник Нижегородского Графа Аракчеева кадетского корпуса на одном курсе с Петром Николаевичем Нестеровым.

В 1904 году окончил Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус и Петербургское Константиновское артиллерийское училище. Службу начал в 5-й Кубанской казачьей батарее, затем стал преподавателем Одесского кадетского корпуса. В Одессе окончил частную школу пилотов и продолжил освоение профессии лётчика в Севастопольской военно-авиационной школе. Мечта Вячеслава Матвеевича осуществилась – он стал военным лётчиком и продолжил службу уже в воздухоплавательной роте в Киеве. Оттуда он совершил нашумевший на Кубани перелёт в Екатеринодар. 10 августа 1913 г. вместе с Петром Николаевичем Нестеровым и лётчиком Михаилом Передковым В.М.Ткачев совершил первый в мире групповой полёт. Знаменит он также и тем что, в октябре 1913 г. совершил беспримерный перелёт из Киева через Одессу и Тамань к Екатеринодару, где героя земляка чествовал весь город и вся Кубань. Три дня в октябре 1913 года длился праздник екатеринодарцев, которые восторженно наблюдали полёты над городом своего земляка, да ещё и со смелыми пассажирами на борту. Это было неслыханное чудо!

В период Первой мировой войны В. М. Ткачёв командовал лётными отрядами и крупными соединениями, а в конце войны – всей русской военной авиацией.

Как писал  журнал “Искры”, помещая на обложку большой портрет летчика-кубанца - “Ткачев... рядом отважных боев с неприятельскими самолетами прославился как искусный, смелый пилот-истребитель, и был награжден Георгиевским крестом. Будучи на посту инспектора авиации, он впервые ввел у нас истребительные отряды и систему эскадренных воздушных боев, давшую в прошлом году на Луцком фронте блестящие результаты. К нынешнему наступлению Ткачев довел боевую славу нашего воздушного флота до такой высоты, на которой она никогда не стояла. Наш командный состав, офицеры и солдаты, высказывая восхищение действиями летчиков, заявляют, что нынешняя работа их стоит выше всяких похвал... За два дня боя ни один из неприятельских летчиков не появился над нашим расположением безнаказанно, тогда как мы, благодаря авиаторам, беспрерывно имели самые точные сведения о всех передвижениях в тылу неприятеля”.

“Обладая ровным и приветливым характером, постоянно заботящийся о летчиках, он привлекал к себе все сердца. Несмотря на недостаточность и неудовлетворительность технической части нашей первой авиации, она была щитом фронта против налетов противника и оказала нашей армии огромную помощь своими разведками в тылу противника. Уже к 1917 году наша авиация начала совершенствоваться.”

В декабре 1917 г., опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, В.М. Ткачев бежал из Ставки Верховного главнокомандующего в Могилеве на Кубань. Здесь в 1918 году он вступил в ряды Добровольческой армии - сначала рядовым в казачьем партизанском отряде.

 

Во время Гражданской войны Вячеслав Матвеевич был начальником Кубанской авиации, членом краевого правительства, командующим ВВС армии генерала Врангеля. В 1920 году Ткачёв эмигрировал в Константинополь, затем обосновался в Югославии.

Во время Второй мировой войны дважды немцы пытались привлечь Ткачёва на свою сторону, но Вячеслав Матвеевич был непреклонен в своей преданности России и на предательство не пошёл.

После освобождения Югославии, Ткачёв стал ходатайствовать о возвращении на Родину, надеясь, что его опыт будет ей полезен. Но вместо разрешения вернуться В. М. Ткачёв был арестован в Югославии и этапирован в СССР. Вместо радушного приёма он был осуждён «по подозрению в шпионаже» на 10 лет тюремного заключения. Однако он не сломался и здесь.

После освобождения из лагерей, Вячеслав Матвеевич поселился в Краснодаре. Последние годы жизни Ткачев посвятил увековечению памяти боевых друзей — летчиков Первой мировой войны. Ему удалось написать и издать книгу «Русский сокол» о П.Н.Нестерове, но главный труд его жизни — книга «Крылья России: воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг.» так и не успела выйти в свет при жизни автора.

24 марта 1965 года, в возрасте 80 лет Вячеслав Матвеевич Ткачев - кубанский казак, военный летчик, генерал-майор - скончался в Екатеринодаре и был погребен на Славянском кладбище. Тогда смерть его осталась незамеченной соотечественниками. Сегодня его имя по праву встало в один ряд с другими героями и основоположниками российской авиации.

  Через 30 лет после смерти, решением городской Думы от 10 января 1995 года именем Вячеслава Ткачёва была названа новая улица на северной окраине Краснодара и установлена памятная доска на доме, где жил великий русский летчик.

 

 

 

Справочный материал:

                       

В. Ткачёв (стоит второй слева) среди первых пилотов, руководства и гостей Одесской авиационной школы во главе с командующим войсками ОВО генерал-адъютантом Н. П. Зарубаевым (сидит второй слева) и президентом аэроклуба А. А. Анатрой (сидит второй справа), 1911

В 1911 году окончил авиашколу Одесского аэроклуба. Получив диплом гражданского пилота, Ткачёв добивается в октябре направления на учёбу в апреля 1913 года.

Пилот-авиатор сотник Ткачёв

12 (25) октября 1913 года он совершает рекордный перелёт на «Ньюпоре» по маршруту Киев — Одесса — Керчь — Тамань — Екатеринодар общей протяженностью в 1500 верст. Несмотря на неблагоприятную осеннюю погоду и другие тяжелые условия, Ткачёв блестяще выполнил и эту задачу, за что Киевское общество воздухоплавания присудило ему золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелёт».

Командир XX КАО есаул Ткачёв

В период с 4 по 7 июня 1915 года — несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись с немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство.

4 июля 1915 году, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки.

1 августа 1916 года В. М. Ткачёв сбил австрийский аэроплан «Авиатик», причём аппарат и оба лётчика попали в руки русских воинов.

В 1916 году — войсковой старшина и начальник 11-го авиадивизиона (с 21 апреля 1916), а затем — инспектор авиации Юго-Западного фронта (с 3 сентября 1916). Награждён Золотым оружием «За храбрость» (10 сентября 1916).

11 января 1917 года высочайшим приказом от 20 декабря 1916 года из войскового старшины переименован в подполковники с зачислением по инженерным войскам. После Февральской революции Ткачёв занимает пост начальника Авиаканца (Авиационная Все

Ткачёв среди пилотов организованного им 1-го Кубанского казачьего авиаотряда.

 

Авиаотряд, под начальством испытанного лётчика полковника Ткачёва работал энергично и точно: ни одно движение противника не оставалось незамеченным. Куда бы ни уехал Командующий, где бы ни остановился, везде разыскивали его воздушные птицы по георгиевскому штандарту. Один за другим спускались пилоты к штабу, докладывали сведения о противнике и, получив новую задачу, снова взвивались на воздух

В. М. Ткачёв был награждён союзниками за воинскую доблесть английским военным орденом DSO (англ. Distinguished Service Order). А 22 июня 1920 года одним из первых представителей Белого движения был награждён орденом Св. Николая Чудотворца 2-й степени.

Ткачёв В. М. (стоит второй слева) среди членов правления Союза Русского Сокольства во главе Р. К. Дрейлингом. Югославия, 1937

Из дневника В. М. Ткачёва: «Немало разочарований пришлось мне пережить в стане белых. Я не нашел того, что ожидал. Но жребий был брошен. И как впитавший в себя с детства дух дисциплины, я подчинился власти на Юге России и добросовестно исполнял все даваемые мне поручения. Таким образом, не шкурные соображения, не политические убеждения, а только лишь чувство патриотизма толкнуло меня еще в 1917 году на антисоветский путь. А в результате я 24 года, тоскуя по Родине, прожил эмигрантом в Югославии».

Награды

  • орден Св. Станислава 3-й степени (6 мая 1910)
  • орден Св. Анны 3-й степени (14 февраля 1913) высочайшим приказом пожалован за окончание ОША ОВФ
  • орден Св. Георгия 4-й степени (2 июля 1916) «Высочайшим приказом от 3 февраля 1916 года … Утверждается пожалование 24 ноября 1914 года … Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия Кубанской казачьей батареи Подъесаулу Вячеславу Ткачеву за то, 12-го августа 1914 года произвёл смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин — Бельжице — Ополе, Юзефовка — Аннаполь — Боров — Госцера — Дово — Уржендова — Красник — Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения и, несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную да него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенное важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником».
  • орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом (25 февраля 1915) за отличие в делах против неприятеля с 27 сентября по 27 октября 1914 года
  • орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (1 августа 1915) Приказом войскам 4 армии № 1077 за отличие в делах против неприятеля за период боёв с 1 декабря 1914 года по 1 июня 1915 года
  • орден Св. Анны 2-й степени с мечами (10 декабря 1915) Приказом по 12-й армии 10 дек. № 158 за отличие в делах против неприятеля при штабе Рижского укрепленного района
  • орден Св. Станислава 2-й степени с мечами (24 декабря 1915) Приказом по армиям ЮЗФ от 16 мая 1915 года № 637
  • Золотое Георгиевское оружие «За храбрость»(10 сентября 1916) «За успешные разведки 19, 21 и 27 июня 1916 года, когда сведения полученные им дали возможность взять в плен до 30 тысяч человек под Берестечно…»
  • орден Св. Николая Чудотворца 2-й степени 22 июня 1920 Приказом Главнокомандующего №3294

Иностранные:

200 лет Георгиевскому кресту

200 лет
Георгиевскому кресту

Знаки отличия эпохи Крымской войны

Знак отличия
военного ордена
эпохи Крымской войны

Знаки отличия эпохи Крымской войны

Знак отличия
военного ордена
эпохи Крымской войны

Георгиевская медаль 4 степени

Георгиевская медаль
4 степени

Наперсный золотой крест

Наперсный
золотой крест

Флаг 4